Русь. Гимн первый холст, масло (1980-84 гг.) Часть алтарного диптиха, посвящённого Душе России. Первая половина – мистериальный образ княгини Ольги; возникает над монастырём – средоточием интеллектуальной жизни региона, масштаб которого по пейзажу легко представим. Души праведников возносятся по энергетическому стволу её фигуры и вылетают птицами из рук. «Святая» становясь в написании с титлом «стая» аккомпанирует птицам, превращающимся в перистые облака. Восьмиконечность светового креста отсылает к Богу Отцу (8=∞). Мёбиумность, особенно объёмная, объясняет топологическую сложность устройства Вселенной; не менее прихотлива и не примитивна этическая сторона дела. Левая и правая руки Навны отсылают в Мир горний равные, но не одинаковые цепочки душ: с одной стороны – деятели, организаторы, строители; с другой – созерцатели, блаженные, поэты… По русской истории – непримиримые партии нестяжателей и иосифлян; пропедевтов – и отшельников; молчальников – и певцов «небесных песен»; устроителей красоты Земли – и ненавистников мира сего. Астрософийно эта ситуация выражается формулой(Скорпион – Весы – Дева), где Весы – поза Навны, Дева – она сама, а Скорпион – зачатие, превращающее Деву в Матерь. В зачатие уже упакована смерть, но таковы «условия игры»: без этого в мире отсутствовала бы континуальность – даже для того, чтобы уйти от мира, сначала нужно в него прийти. Даниил Андреев называл душу русского народа «волшебницей Навной», т.е. хозяйкой Нави – мира мёртвых, хтоноса. Софийность Души русского народа несомненна. Отсюда – вся русская Софиология. |