Из цикла «Стелы»: Богоматерь (памяти Андрея Рублёва) дер., х., тем., м. (1979 г.) Мадонопись – хлеб души живописцев до Возрожденья включительно. этом отличился и Андрей Рублёв. Он «подновлял» Владимирскую Богоматерь в нач. XV века и тогда же сделал копию-повторение образа. Мария с младенцем сильно отличаются от расчищенного лика в нач. века XX. Но так Она выглядела во времена Рублёва. Я соединил византийский оригинал с молитвенно-прекрасной иконой «отца Ондрея». Живопись у меня соседствует с резьбой по дереву. Доска позволяет наращивать поверхность рельефом и углубляться в толщину дерева, передавая зубы всепожирающего хроноса. Живое пробивается и сквозь условность иконного письма с патетикой плоскостного, ибо Бог – реален и безусловен, понимание чего доступно лишь людям, отягчённым питательными для души плодами богопознания. Идея одна: время с его разрушительной схваткой бессильно перед мощью духа, вложенной в изображение. Великое египетское искусство демонстрирует это с наибольшей наглядностью. У иконы принцип тот же: максимум содержания на минимуме изобразительной поверхности. Созданные для ума, они ухитряются захватить душу человека высоким религиозным чувством. |