Антонин Дворжак

б., акв., кар.

Дворжак – титан славянской музыки. Он создал роковые девять симфоний,
из них две последние – абсолютные шедевры. Его знаменитый виолончельный
концерт – лучший из всех написанных для этого инструмента. Опера «Русалка»
входит в элиту произведений для музыкальной сцены. В отличие от России,
где музыка не могла соревноваться с литературой XIX столетия, чешские
композиторы (Дворжак, Сметана, Фибих, Яначек) даже не имели соперников
в этом смысле. Антонин Великий освоил и ораториальный жанр, им написаны
Реквием, Стабат Матер и монументальная «Св. Людмила». Религиозный догматизм
не позволил нашим ортодоксам творить в этих “католических” жанрах,
а Дворжак в них выглядел настоящим европейцем. Лишь он, Чайковский и
Рахманинов утвердили престиж славянского мелоса; «Славянские танцы» чешского
мастера не менее популярны, чем «Венгерские танцы» Брамса. Философские
размышления привели к созданию «Думок» и Леоша и Антонина, а «Гуситская
увертюра» последнего вознесла его в ранг орденских мастеров.


 < Г А Л Е Р Е Я