Рахманинов

(б., акв., кар.) 2017 г.

Рядом со взвинченным мистицизмом Скрябина, соученика и коллеги, эпическая
простота и ясность Рахманинова казались эстетам незатейливо-лапидарными,
почти неказистыми, без оккультных изысков. Но время укрупнило его масштаб,
эпический размах покрыл человечество. Даже снобистская Англия считает его самым
популярным композитором. Пять (4+1) фортепьянных концертов, четыре (3+1)
симфонии – лучшее, что было создано в XX веке. Он мистичен («Остров мёртвых»,
«Утёс», «Колокола»), он и высоко религиозен («Всенощная»), поэтичен
(романсы, этюды-картины), философичен («Первая соната «Фауст» для ф-но),
высоко лиричен (трио «Памяти великого художника», «Вокализ»), трагичен (оперы).
В эмиграции он не обмельчал, как братья Черепнины и Гречанинов, и не перешёл
на звуковое конструирование и натужный авангардизм, как Стравинский.
Он сохранил в недосягаемости статус первого композитора России.


 < Г А Л Е Р Е Я