Рахманинов (б., акв., кар.) 2017 г. Рядом со взвинченным мистицизмом Скрябина, соученика и коллеги, эпическая простота и ясность Рахманинова казались эстетам незатейливо-лапидарными, почти неказистыми, без оккультных изысков. Но время укрупнило его масштаб, эпический размах покрыл человечество. Даже снобистская Англия считает его самым популярным композитором. Пять (4+1) фортепьянных концертов, четыре (3+1) симфонии – лучшее, что было создано в XX веке. Он мистичен («Остров мёртвых», «Утёс», «Колокола»), он и высоко религиозен («Всенощная»), поэтичен (романсы, этюды-картины), философичен («Первая соната «Фауст» для ф-но), высоко лиричен (трио «Памяти великого художника», «Вокализ»), трагичен (оперы). В эмиграции он не обмельчал, как братья Черепнины и Гречанинов, и не перешёл на звуковое конструирование и натужный авангардизм, как Стравинский. Он сохранил в недосягаемости статус первого композитора России.
|