Рамо (б., акв., кар.) 2018 г. Соработник и соперник Куперена Великого. Вместе они образовали “французский ответ” итальянским орфеям Люлли и Корелли, не только подняв клавесинную культуру на недосягаемую высоту, но создавая крупные формы: оперы, балеты, концерты. Барокко в их раннем творчестве перешло позднее в пышное Рококко, являясь музыкальным аналогом Ватто и Буше, пряное и красочное – в отличие от суровых немцев, и более томное и изысканное, чем у итальянских учителей и конкурентов. Пример – «Галантная Индия» Р., опера с пантомимой в ориенталистском духе и сентименталистском вкусе. Но это отнюдь не изнеженное «Луи, Луиха и их холуи» и «Король-солнце», на котором можно загорать. Дух французского рыцарства в них жив неистребимо, пепел Жака де Моле стучит в их сердце. Если это и игры, то – рыцарские игры; если соревнования – то средневековые турниры, более галантно преподанные. Усилиями Рамо и Куперена французская музыка стала вровень с итальянской, в иронии и самоиронии превосходя и её.
|