Рихард Штраус
б., акв., кар. Современник, соперник и антипод Густава Малера, симфонист, не писавший номерных симфоний, мастер – вслед за Листом – симфонических поэм, австрийский оперный гений – аналог германского Вагнера – таков Рихард Штраус, «посерьёзневший» посмертно рядом с Малером, как Рахманинов рядом со Скрябиным и Равель рядом с Дебюсси. Он – мифолог в операх – хотя и не нордический, – мистик и при этом выдающийся мелодист, тёплый лирик без трагизма великого Густава (итоговые «Метаморфозы» – не в счёт). Казавшийся поначалу легкомысленным – особенно в операх – он “загустел” и “кристаллизовался” после Второй Мировой, став мастером очищения после ужасов войны и потому снискав подлинную любовь благодарного человечества. Этим он отличается от композиторов «новой венской школы» и авангардистов вт. пол. ХХ в. Противопоставил серьёзный симфонический вальс разухабистым маршам Третьего рейха. Одно слово – аристократ.
|