Рихард Штраус

б., акв., кар.

Современник, соперник и антипод Густава Малера, симфонист, не писавший
номерных симфоний, мастер – вслед за Листом – симфонических поэм, австрийский
оперный гений – аналог германского Вагнера – таков Рихард Штраус, «посерьёзневший»
посмертно рядом с Малером, как Рахманинов рядом со Скрябиным и Равель рядом с Дебюсси.
Он – мифолог в операх – хотя и не нордический, – мистик и при этом выдающийся
мелодист, тёплый лирик без трагизма великого Густава (итоговые «Метаморфозы» –
не в счёт). Казавшийся поначалу легкомысленным – особенно в операх – он “загустел”
и “кристаллизовался” после Второй Мировой, став мастером очищения после ужасов войны
и потому снискав подлинную любовь благодарного человечества. Этим он отличается от
композиторов «новой венской школы» и авангардистов вт. пол. ХХ в. Противопоставил
серьёзный симфонический вальс разухабистым маршам Третьего рейха.
Одно слово – аристократ.


 < Г А Л Е Р Е Я