Арнольд Шёнберг

(б., акв., кар.) 2018 г.

Глава новой Венской школы, библейский пророк с метрономом, А. Шёнберг
начинал романтиком в русле Метерлинковской совестливой солидарности со всем
светлым, что есть в людях. Бессмертным шедевром тех лет остаётся
ор. 4 – «Просветлённая ночь», струнный октет, один из редких примеров
медитативной музыки Запада. События Первой и Второй мировых войн расстроили
этот гармонический механизм. Он уцепился в качке потрясения за жёсткий
конструктивизм додекафонии; из-под гармонического пера стали выскакивать
истерические вопли: «Свидетель из Варшавы» и иже с ним. Попытки вернуться
к библейской масштабности выразились в незаконченном монументе
«Моисей и Аарон» – полу-опере, полу-оратории с попыткой реконструкций
иудейского мелоса. В этот же период в том же направлении работали Эрнст Блох,
Макс Брух, Леонард Бернстайн. В отличие от них Шёнберг играл на разбитых
вдребезги войной инструментах. Он так и не восстановился.


 < Г А Л Е Р Е Я