Арнольд Шёнберг (б., акв., кар.) 2018 г. Глава новой Венской школы, библейский пророк с метрономом, А. Шёнберг начинал романтиком в русле Метерлинковской совестливой солидарности со всем светлым, что есть в людях. Бессмертным шедевром тех лет остаётся ор. 4 – «Просветлённая ночь», струнный октет, один из редких примеров медитативной музыки Запада. События Первой и Второй мировых войн расстроили этот гармонический механизм. Он уцепился в качке потрясения за жёсткий конструктивизм додекафонии; из-под гармонического пера стали выскакивать истерические вопли: «Свидетель из Варшавы» и иже с ним. Попытки вернуться к библейской масштабности выразились в незаконченном монументе «Моисей и Аарон» – полу-опере, полу-оратории с попыткой реконструкций иудейского мелоса. В этот же период в том же направлении работали Эрнст Блох, Макс Брух, Леонард Бернстайн. В отличие от них Шёнберг играл на разбитых вдребезги войной инструментах. Он так и не восстановился.
|