Сен-Санс

б., акв., кар.

Вундеркинд типа Моцарта, воспитанный бабушкой-пианисткой,
начавший играть на фортепиано в 3 года, а сочинять в 4,5 – таков
Камиль Сен-Санс, родившийся ещё при жизни Пушкина, а умерший во
времена первых успехов Шостаковича. В одиннадцати лет стал
концертирующим пианистом, с 18-ти – органистом-виртуозом и
импровизатором. Был успешен во всех музыкальных жанрах; произведения
его преисполнены блеска и мелодизма, плохо вяжущихся с меланхолической
дистрофией декаданса, а титаническая масштабность замыслов –
со «скромным обаянием буржуазии». Памяти аббата Листа он посвятил
симфонию с солирующим органом, а «Самсон и Далила» была названа
Корсаковым «идеалом оперной формы». Его концерты и концертные фантазии
не сходят с исполнительских площадок; «Лебедь» из «Карнавала животных»
стал украшением балетных сцен. Был мотором артистической жизни Франции
рубежа веков; продуктивность не оставляла его до последних дней жизни.
Возрожденчески разносторонний, благожелательный к друзьям и коллегам,
Сен-Санс стал последним аристократом в музыке, хотя среди его
монументальных Гимнов есть и «Гимн рабочим». «Божественный Камиль»
был всю жизнь совестью музыкальной Франции её рыцарем духа.


 < Г А Л Е Р Е Я