Сен-Санс б., акв., кар. Вундеркинд типа Моцарта, воспитанный бабушкой-пианисткой, начавший играть на фортепиано в 3 года, а сочинять в 4,5 – таков Камиль Сен-Санс, родившийся ещё при жизни Пушкина, а умерший во времена первых успехов Шостаковича. В одиннадцати лет стал концертирующим пианистом, с 18-ти – органистом-виртуозом и импровизатором. Был успешен во всех музыкальных жанрах; произведения его преисполнены блеска и мелодизма, плохо вяжущихся с меланхолической дистрофией декаданса, а титаническая масштабность замыслов – со «скромным обаянием буржуазии». Памяти аббата Листа он посвятил симфонию с солирующим органом, а «Самсон и Далила» была названа Корсаковым «идеалом оперной формы». Его концерты и концертные фантазии не сходят с исполнительских площадок; «Лебедь» из «Карнавала животных» стал украшением балетных сцен. Был мотором артистической жизни Франции рубежа веков; продуктивность не оставляла его до последних дней жизни. Возрожденчески разносторонний, благожелательный к друзьям и коллегам, Сен-Санс стал последним аристократом в музыке, хотя среди его монументальных Гимнов есть и «Гимн рабочим». «Божественный Камиль» был всю жизнь совестью музыкальной Франции её рыцарем духа.
|