Антон Веберн (II) (б., акв., кар.) 2018 г. Он придумал разрезать музыкальную ткань поперёк волокон – получилась энергетическая симультанность, корпускулярный фейерверк, протонно-нейтронный коктейль: Бах с сечением перпендикулярно! Всю жизнь он пересыпал бисер звуков из ладони в ладонь, казался странным и даже иностранным в Вене Моцарта и Штраусов. Странно: никто не заметил, что это случилось в эпоху квантовой революции в физике, и “волновой” Берг и “корпускулярный” Веберн были аверсом и реверсом их учителя Шёнберга. Поэзия атомной физики в музыке осталась чужда молодым нобелеатам; дуэт: Планк (фортепьяно) – Эйнштейн (скрипка) предпочитал Шуберта и Брамса. Краткие как «надпись на перстне» сочинения А.В. заняли посмертно всего три долгоиграющих пластинки – работу Моцарту на три дня; но стерильная чистота, последовательность, математическая красота автора и застенчивое благородство человека заставили – после трагической гибели в конце Второй мировой – вывести из маргинальной полутьмы этого гения малых форм и поставить его “номером 1” Новой венской школы. Потом «мода на Веберна» прошла, но всё невычитаемое – осталось.
|