Рамо

(б., акв., кар.) 2018 г.

Соработник и соперник Куперена Великого. Вместе они образовали
“французский ответ” итальянским орфеям Люлли и Корелли, не только подняв
клавесинную культуру на недосягаемую высоту, но создавая крупные формы:
оперы, балеты, концерты. Барокко в их раннем творчестве перешло позднее
в пышное Рококко, являясь музыкальным аналогом Ватто и Буше, пряное
и красочное – в отличие от суровых немцев, и более томное и изысканное,
чем у итальянских учителей и конкурентов. Пример – «Галантная Индия» Р.,
опера с пантомимой в ориенталистском духе и сентименталистском вкусе.
Но это отнюдь не изнеженное «Луи, Луиха и их холуи» и «Король-солнце»,
на котором можно загорать. Дух французского рыцарства в них жив неистребимо,
пепел Жака де Моле стучит в их сердце. Если это и игры, то – рыцарские игры;
если соревнования – то средневековые турниры, более галантно преподанные.
Усилиями Рамо и Куперена французская музыка стала вровень с итальянской,
в иронии и самоиронии превосходя и её.


 < Г А Л Е Р Е Я