Антон Веберн (II)

(б., акв., кар.) 2018 г.

Он придумал разрезать музыкальную ткань поперёк волокон –
получилась энергетическая симультанность, корпускулярный фейерверк,
протонно-нейтронный коктейль: Бах с сечением перпендикулярно!
Всю жизнь он пересыпал бисер звуков из ладони в ладонь, казался
странным и даже иностранным в Вене Моцарта и Штраусов. Странно:
никто не заметил, что это случилось в эпоху квантовой революции
в физике, и “волновой” Берг и “корпускулярный” Веберн были аверсом
и реверсом их учителя Шёнберга. Поэзия атомной физики в музыке
осталась чужда молодым нобелеатам; дуэт: Планк (фортепьяно) –
Эйнштейн (скрипка) предпочитал Шуберта и Брамса. Краткие как
«надпись на перстне» сочинения А.В. заняли посмертно всего три
долгоиграющих пластинки – работу Моцарту на три дня; но стерильная
чистота, последовательность, математическая красота автора и застенчивое
благородство человека заставили – после трагической гибели в конце
Второй мировой – вывести из маргинальной полутьмы этого гения малых форм
и поставить его “номером 1” Новой венской школы. Потом «мода на Веберна»
прошла, но всё невычитаемое – осталось.


 < Г А Л Е Р Е Я