Омар Хайям б., акв., кар. Весёлый поэтический забулдыга, кощунник и острослов на поверку оказался астрономом, математиком и философом/богословом, который отдыхает от трудов озоруя и шутя в чисто литературном роде, нарубая свои Рубаи в стиле апаш и дёргая как Буратино за хвост крысу Шушеру религиозных ортодоксов. Собственно, его поэтические “кунстшутки” предназначались для друзей-учёных, столь же утомлённых «от трудов праведных». Коран вообще запрещал винопитие, и рискованный афоризм «истина в вине» выглядел парадоксом в духе “пророка Иссы”, очень по христиански. Шесть веков ислама превратили угрюмых религиозных фанатиков в склонных к остроумию восточных мудрецов, сползающих в стилистике Насреддина, хотя и не забывающих о «мудрости Хикара» и «баснях Лукмана». Хайям был замечателен во всех своих начинаниях, а ведь среди них 4 математических трактата, поэма и три философских сочинения, среди которых «Трактат о всеобщности существования» – завещание духовного мастера.
|