Эль Греко б., акв., кар. Доменико Теотокопули, которого испанцы для простоты называли кратко Греком, привёз в страну Пиренеев уникальную смесь итальянского Возрожденческого классицизма и Барокко, заквашенного на православном Византийском мистицизме. Это неожиданно подошло к спиритуализму Эскуриала, и Филипп II принял его в качестве королевского живописца. Но экспрессивность, дематериализующая всё изображаемое, претила и отвращала: придворный ДоминикТ ко двору не пришёлся. Старательный и работящий мастер подчас за раму к законченной картине получал больше, чем за саму картину. Конечно он был эзотериком и богословом с кистью в руке, но испанцам его глубúны оказались чересчур. Благодаря ему Каталония запылала живописью и дала миру великих Веласкеса и Гойю. Мысли, изложенные в трактате о живописи – к сожалению утраченном – оплодотворили всех испанских мастеров до Гауди и Дали включительно. Ибо сказано: «Рукописи не горят».
|