Эль Греко

б., акв., кар.

Доменико Теотокопули, которого испанцы для простоты называли кратко
Греком, привёз в страну Пиренеев уникальную смесь итальянского
Возрожденческого классицизма и Барокко, заквашенного на православном
Византийском мистицизме. Это неожиданно подошло к спиритуализму Эскуриала,
и Филипп II принял его в качестве королевского живописца. Но экспрессивность,
дематериализующая всё изображаемое, претила и отвращала: придворный ДоминикТ
ко двору не пришёлся. Старательный и работящий мастер подчас за раму к
законченной картине получал больше, чем за саму картину. Конечно он был
эзотериком и богословом с кистью в руке, но испанцам его глубúны оказались
чересчур. Благодаря ему Каталония запылала живописью и дала миру великих
Веласкеса и Гойю. Мысли, изложенные в трактате о живописи – к сожалению
утраченном – оплодотворили всех испанских мастеров до Гауди и Дали
включительно. Ибо сказано: «Рукописи не горят».


 < Г А Л Е Р Е Я