Гойя б., акв., кар. (2016 г.) Современник и alter ego Бетховена, Франсиско Гойя через 100 лет после Веласкеса воспарил к тем же высотам, где обитал и «рыцарь с кистью в руке». Это было время лютования инквизиции и наполеоновских войн – и то и другое стало сюжетами его картин и гравюр. В конце жизни, вытесненный обстоятельствами на пограничную территорию Франции, Гойя расписал свой дом серией панно с общим названием «Фрески дома глухого» (глухота была его общим с Бетховеном недугом). Этот цикл – одно из величайших созданий мастеров кисти мира. Берлиоз в «Фантастической» вдохновлялся картинами и офортами великого испанца; Достоевский в «Бесах» использовал форму «супергротеска», которую создал и разработал Гойя (гойеск).
|