Рафаэль (б., акв., кар.) 2018 г. Рафаэль вставил себя в скромную толпу поклонников-соучастников монументального действа «Афинской школы». В центре мистериала – Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель (Микеланджело); на ступенях Парфенона среди других – Пифагор и заглядывающий к нему через плечо Аверроэс. Выполненный без патетики автопортрет показался ему слишком откровенным и наглым, и он вставил перед собой голову своего приятеля Содомы, леонардовского сателлита и классного мастера. Хоть и “под сурдинку” он дал понять, что он не декоратор и украшатель, а философ, мыслитель и мистик с кистью в руке. И действительно, чего больше в «Сикстинской мадонне» – совершенства исполнения или глубины концепции? Объём, вытеснивший плоскостную схоластику иконописи, преисполнен идеей трёхмерности, когда к двум измерениям добавляется третье, глубина, Дух Святой, который присутствует в картине в виде самой Богоматери, безусловно!
|