Веласкес б., акв., кар. (2016 г.) Краса и гордость испанского XVII века, любимец Филиппа IV, приятель и единомышленник Кальдерона, Диего Веласкес – один из величайших меланхоликов и метафизиков в живописи (второй – Вермеер). Мастер монументальной композиции («Менины», «Пряха», «Сдача Бреды», «Кузница Вулкана»), он, всю жизнь изображал короля и королевскую семью (что, в принципе, равно салонному портретированию, но при этом стал основоположником психологического портрета (серия изображений придворных шутов и карликов), а также портрета исторического («Эзоп», «Менипп»). Ему принадлежит изобретение приёма «картина в картине» («Пряха», «Менины»), сакрализация светского (религиозных сюжетов у него совсем немного), уравнивание в значительности сюжетов языческих и христианских (здесь он следовал за великими итальянцами Возрождения). Филипп IV говорил: «Может я был и плохой король, но моё царствование никогда не будет забыто, потому что во время него жил Веласкес». Папа Инно-кентий Х выпросил у Филиппа Веласкеса в Италию для написания портрета. Диего сделал этюд с натуры и большой портрет в рост. Увидев законченную работу, папа задумчиво произнёс: «Слишком правдиво…» Точка.
|